Последние комментарии

  • волхв18 июня, 4:38
    ))))) хоть один документ, датируемый до XIX века, где бы употреблялись слова "белорусы", белорусский и т.п. приведите...КТО КОГО ЗАВОЕВАЛ? 5 «ШКОЛЬНЫХ» ЗАБЛУЖДЕНИЙ О ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ЛИТОВСКОМ
  • Нафаня Хаузманагер10 июня, 22:39
    И эти... рассказывают про какие-то европейские ценности. :) КТО КОГО: ПОЛЬСКИЙ ОРЁЛ ПРОТИВ ЧЕШСКОГО ЛЬВА В 1945-М
  • александр пасечник10 июня, 20:00
    ...всякое добро наказуемо ...КТО КОГО: ПОЛЬСКИЙ ОРЁЛ ПРОТИВ ЧЕШСКОГО ЛЬВА В 1945-М

«САМЫЙ ДЛИННЫЙ ДЕНЬ»: ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ О ВЫСАДКЕ В НОРМАНДИИ

Высадка в Нормандии стала самой крупной десантной операцией в истории войн. А кино «Самый длинный день» 1962 года — одним из лучших военных фильмов. Невероятные и совершенно правдивые истории о том, как снимался эталон батального кино, — в материале WARHEAD.SU.

«Это будет самый длинный день»

Как показать за два-три часа события, в которых участвовали миллионы людей?

Создатели фильма «Самый длинный день» знали ответ на этот вопрос. На первых кадрах мы видим… врага. Немецкий офицер прямо из автомобиля расстреливает безоружного французского подпольщика. А затем для контраста — толстый сержант-снабженец и идеально марширующие на параде немцы.

Но все они — враги 

Умные, опытные, беспощадные враги. Таких очень трудно победить.

Немцы готовят оборону Атлантического вала. Закапывают миллионы мин. И, хотя разведка пашет в поте лица, они не знают, где и когда будет нанесён удар. Вот она — неопределённость реальной войны.

Фельдмаршал Роммель, один из крупнейших военачальников рейха, сказал: «Первые двадцать четыре часа вторжения будут решающими для союзников и Германии. Это будет самый длинный день».

Интересно, что ровно такой же принцип — и размах, и показ событий «глазами врага» — ещё раньше использовался в советском фильме «Третий удар» (1948) — об освобождении Крыма.

А потом начинается история союзников, которым предстоит высаживаться в Нормандии. Это вам не «раса господ». Это живые люди, с естественными реакциями.

Перед боем нервничают все — от генерала до рядового 

Кто-то меряет шагами ангар парашютистов, кто-то исповедуется первому встречному.

Кстати, большинство событий, показанных в «Самом длинном дне», напрямую взяты из одноименной книги Корнелиуса Райана. Этот американский журналист много лет опрашивал очевидцев высадки, причём со всех сторон — британцев, американцев, французов, немцев… А потом ещё и зарылся в архивы, что в 50-х было весьма не просто. Поэтому почти каждый герой фильма — реальный человек.

Пожалуй, единственная полностью выдуманная история — французской подпольщицы. Но её играла пассия продюсера Дэррила Занука — Ирина Демик

«Дас ист фантастиш!», или Правда кино

Продюсер Дэррил Занук собрал для съёмок «Самого длинного дня» двадцать три тысячи человек! Не всякий реальный генерал имеет под командой столько людей. И Занук справился!

Масштаб — на экране 

Однако возникали и казусы. Когда полковник Бенджамин Вандерворт прыгал с парашютом в Нормандии, он был вдвое моложе Джона Уэйна — который сыграл его в кино.

Несмотря на возражения оригинала, который и на момент съёмок был на десять лет моложе актёра, Уэйн отыграл прекрасно

Роль генерала Эйзенхауэра предложили… президенту США Эйзенхауэру! Однако тогдашний грим не смог бы достаточно омолодить его. Поэтому взяли техника Генри Грейса — невероятно похожего на Эйзенхауэра. Так Грейс, который десятки раз делал для кино декорации, впервые получил роль.

А вот Ричард Тодд, бывший десантник, согласился играть — но не себя, а кого-нибудь поважнее. И сыграл майора, а не капитана. Причём в своём берете, который носил в реальном бою.

Ричард Тодд (слева) и майор Джон Ховард 

При высадке и правда творился невообразимый бардак — с обеих сторон. Во многие экранные эпизоды просто невозможно поверить — но они были!

Один немецкий офицер впопыхах надел сапоги не на ту ногу — как и на экране. А вот орать «Дас ист фантастиш!» при виде тысяч судов союзников было некому — показанный в кино офицер в то утро вообще не был на батарее.

«Дас ист фантастиш!» 

Во двор к простой французской учительнице свалился американский парашютист — с панковским гребнем волос в стиле «ирокез», лицо вымазано чёрным. Представьте удивление бедной старушки шестидесяти лет.

Капеллан 101-й дивизии США приводнился с парашютом, и в итоге утопил снаряжение. Пришлось нырять за ним под огнём. Но святой отец всё же достал свой багаж — с пятнадцатого раза.

Шотландский спецназ действительно высаживался на берег под волынки! Только без Шона Коннери, который быстренько отснялся и побежал играть первого Джеймса Бонда

А на пляже «Юнона» спокойно стоял в полный рост коммандер Колин Мауд и буквально «разруливал» ситуацию жезлом. Позже Мауд одолжил тот самый жезл для съёмок. А те самые волынки взяли из музея.

Солдаты видели и как их звал в бой майор королевских коммандос… без обеих рук. Но зритель в такое точно бы не поверил.

«На этом пляже останутся только два сорта людей — те, кто уже умер, и те, кто собирается умереть!»

К чести создателей фильма, они не скрывали чудовищный уровень потерь отдельных частей. Но без истерик и смакования кровищи.

Американские десантники под обстрелом штурмуют отвесную скалу 

Десантники США действительно лезли под огнём на отвесную тридцатиметровую скалу. И самое обидное — они правда гибли там напрасно. На Пуэнт-дю-Ок немцы не успели установить тяжёлые пушки. Джозеф Лоу, один из ветеранов того безумного штурма, 17 лет спустя повторил покорение скалы «на бис» — для фильма.

Такие эпизоды достойны «Сабатона» — поклонники сделали монтаж «Самого длинного дня» и наложили на музыку группы

Хорошо, людей набрали — а технику где взять? Поскольку десантные планеры больше никто не делал, киношники… просто заказали новые у той же фирмы! А вместо пары «фоккеров» Fw-190 (единственных немецких самолётов, которые в тот день вылетели срывать высадку) сняли связные Bf-108 — «почти» «мессеры-109».

При съёмках у мест высадки откопали танк. Отремонтировали и пустили в дело — чего добру пропадать?

Интересно, что студия «Двадцатый век Фокс» была на грани банкротства. В то время её главный хит — чудовищно дорогую «Клеопатру» — всё никак не могли завершить. И ещё один масштабный проект при неудаче в прокате похоронил бы компанию. Однако тогда киношники умели рисковать — и выиграли.

Так появился фильм, который на десятки лет стал эталоном жанра «батальный эпик». Без «Самого длинного дня» не было бы, пожалуй, и «Освобождения».

Источник ➝

Популярное

))}
Loading...
наверх